Закрыть окно
Подпись к фотографии
   

Новая версия сайта - http://navigator-kirishi.ru. На этот сайт отчеты больше добавляться не будут.

Nавигатор | Маршруты | Отчеты - Воттоваара

маршруты

отчеты
2004

Воттоваара (Смерть-гора)

республика карелия
Сейды на горе Воттоваара, Варашев камень.
Сейд Воттоваары

Самая высокая точка западной-карельской возвышенности - гора Воттоваара, расположенная в Муезерском районе, в 15 километрах от поселка Гимолы, давно привлекала наше внимание. Написано о ней достаточно, причем мнений существует множество и самых разных. Кто-то считает Воттоваару святилищем древних саамов, святым местом, связанным с духами и прочими космическими энергиями. Кто-то - не более чем геологическим проявлением деятельности ледника. Но все сходятся во мнении, что место это нужно видеть.

Вот и мы решили своими глазами увидеть гору и сейды... Изучив имеющиеся в сети материалы, приняли решение встать лагерем в районе Гимольского озера, а потом радиальным выездом достичь Воттоваары...

Собрались...

И вот 12 июля 2004 года в полдень, наша компактная в этот раз группа, выдвинулась по мурманскому шоссе в сторону Петрозаводска. Объехав Олонец по недавно отстроенной объездной, мы к четырем часам миновали кольцевую развязку и пост ДПС около Петрозаводска и поехали в сторону Шуи. Руководствуясь атласом Карелии и миновав поселок Шуя, мы продолжили движение по трассе М-18, до Кончозера, где свернули направо, желая посетить широко известный водопад "Кивач". Проехав Большое Вороново, за населенным пунктом Березовка мы, к немалому своему удивлению, попали на отличную новую трассу, которая теперь и есть М-18 (по старым картам Р-15) и идет от Шуи через Кондопогу (или в объезд, не знаем), мимо Сундозера и далее на Мурманск.

Водопад Кивач
Знаменитая карельская береза

Перед деревней Сопоха стоит дорожный знак - "Заповедник Кивач", а асфальтовая дорога привела нас к контрольно-пропускному пункту вышеупомянутого заповедника. Въезд на территорию, где имеется площадка для парковки, несколько кафе и сувенирных лавок обошелся нам в 50 рублей с человека.

Оставив машины на площадке, мы спустились к водопаду. Впрочем, Кивач - не самый большой водопад Карелии, скорее, самый известный и доступный, а потому особенного впечатления на нас не произвел. Сделав несколько снимков у водопада, мы осмотрели дендропарк, увидели воочию знаменитую карельскую березу и посетили музей природы, располагающийся на территории заповедника. В музее есть старые фотографии водопада, когда еще Кивач блистал во всей своей красе и мощи.

В музее природы продаются различные сувениры, в том числе и из карельской березы. Купив симпатичную деревянную вазочку, мы посчитали программу посещения заповедника исчерпанной и покинув знаменитый Кивач, двинулись по новому шоссе в сторону Гирваса, где планировали посмотреть Поор-порог.

Остановка в Гирвасе
Совдозеро на закате

Надвигался вечер, а нам хотелось проехать, как можно дальше по намеченному маршруту, и видимо, поэтому Поор-порог пролетели по шоссе, не заметив. Изучив карту, решили не возвращаться, а ехать дальше до Гирваса.

В Гирвасе сделали остановку на перекус, согрели на плите чайник и сварганили экспресс-обед из бич-пакетов. А пока грели воду, осмотрели гирвасскую ГЭС, шлюзы и прежнее, ныне сухое русло реки.

Закончив прием пищи, стартовали дальше. В Юстозере поворот на Поросозеро и начало длинной пустынной грунтовки. На всем пути до Совдозера нам встретились едва ли три машины.

Где-то около десяти вечера в районе Совдозера решили заночевать и продолжить движение утром следующего дня. Заехали в первый же попавшийся отворот к озеру и осмотрелись. В принципе для одной ночевки место нас вполне устраивало.

Распаковав минимум самых необходимых вещей, приготовили ужин, хлопнули коньячка и пошли наслаждаться закатом. Правда, в этих широтах в июле еще вовсю белые ночи и солнце скрылось за горизонтом буквально часа на два, да и то, так и не стемнело.

Озеро Гимольское
Лагерь на песчаном мысу

На следующий день не спеша позавтракали, собрались и продолжили движение к Поросозеру. Дорога изобилует крутыми поворотами, подъемы перемежаются заболоченными низинами. Иногда попадаются речки, мосты на которых изготовлены из отслуживших свое железнодорожных платформ.

Миновав Поросозеро, где военный патруль на армейском УАЗе проводил нас бдительными взглядами, к обеду мы достигли поселка Гимолы. Преодолев железнодорожный переезд, мы поехали искать место для лагеря на берегу Гимольского озера.

Первые отвороты к озеру привели к развалинам бывшей деревни и лодочным сараям, что нас совсем не порадовало. Но, проехав на север около трех километров, за мостом через речку Ушкала, мы нашли дорожку, ведущую на небольшой мыс, вдающийся в озеро. И, хотя дорога начинается бродом через ручей, он оказался вполне проезжим для любого автомобиля.

Кстати, на этом мысу мы встретили военный патруль, обогнавший нас по дороге Поросозеро - Гимолы. Разоблачившись, служивые загорали, расслаблялись и употребляли водочку. Нашими документами они даже не заинтересовались, спросили, надолго ли в эти края и пожелали приятного отдыха.

Лагерь мы поставили на южной стороне мыса. Ширина мыса всего метров пятьдесят и ветер отлично продувает сосновый бор, покрывающий его. Это спасало нас от вездесущей карельской мошки, появляющейся ближе к вечеру.

Этот вечер был занят хозяйственными заботами и обустройством лагеря.

Воттоваара
Вид с горы на Воттозеро
Сейд
Человек с ногами...
Сейд и дерево

Утром третьего дня, оставив Димыча для охраны имущества, втроем мы отправились на поиски цели путешествия - горы Воттоваары. Заехали в поселок Гимолы и спросили у первой встреченной женщины как проехать к горе. Она довольно подозрительно отнеслась к нашим расспросам, поинтересовалась, откуда мы знаем про Воттоваару и с какой целью хотим туда попасть. Мы ответили, что про гору прочитали в Интернете, а цель у нас весьма прозаическая - туристический интерес. Выяснилось, что женщина - сотрудник Петрозаводского государственного университета и является автором нескольких публикаций о Воттовааре и сейдах в сети. В конце-концов, она объяснила, как найти дорогу к горе...

Покружив по поселку Гимолы, мы все-таки нашли лесную дорогу, проложенную по насыпи старой узкоколейки с торчащими кое-где шпалами. Местами дорога пересекает верховые болота и небольшие речки, но для "Нивы" они не представляют трудности.

Воттоваару видно за несколько километров, это главенствующая возвышенность на местности.. Лесные дороги огибают ее с двух сторон. Мы проехали по левой примерно километр и, оставив машину на небольшой полянке со следами кострища, начали подъем.

Учитывая начавшийся мелкий дождик, который, тем не менее, успел намочить и мох, и камни, подъем на гору у нас занял примерно минут тридцать. Правда, поднимались мы по более крутому и короткому склону. Достигнув вершины, устроили отдых на колоссальном скальном обрыве с которого открывается потрясающий вид на Воттозеро. Кажется, что в ясную погоду с вершины горы можно будет увидеть Финляндию.

К сожалению, наличие огромного количества кровожадных комаров при полном отсутствии ветра, не позволило нам осмотреть вершину как следует. Стоило остановится хотя бы на пару минут, как комары облепляли все незакрытые участки тела. Причем, реппеленты их не особо отпугивали. Поэтому, посмотрев несколько сейдов и уникальных природных образований в виде искривленных сосен причудливой формы, мы двинулись в обратный путь.

Жаль, что не удалось увидеть внутреннее озеро, амфитеатр и лестницу. Возможно, при наличии gps-навигатора и занесенных заренее точек задача поиска значительно упростилась бы.

Что же касается культовости горы, то никаких особенных артефактов, воздействий и впечатлений нами отмечено не было. Собственно, и теория происхождения сейдов, как результатов воздействия древнего ледника, когда вмерзшие в лед камни при его таянии складывались в причудливые композиции, нам ближе, чем теории их сверхъестественного происхождения.

Воттоваара сама по себе производит сильнейшее впечатление даже на современного человека побывавшего на ее вершине... А что же говорить о древних племенах саамов?

Гриб на грибе сидит и грибом погоняет
Будущая уха
Брошенная деревня Ушкалы

Кстати, на вершине нам встретилось просто невероятное количество крепких симпатичных подосиновиков, но после короткого совещания, решено было их не трогать. Хотя, на обратном пути мы все-таки насобирали грибов...

Таким образом собирать грибы нам еще не приходилось: двигаясь на машине со скоростью 10-15 километров в час, мы внимательно осматривали подступающий к дороге лес и, заметив подосиновик или белый, останавливались и срезали его. Иногда даже не выходя из машины, а просто открыв дверь. Короче говоря, когда грибы уже не влезали во второй полиэтиленовй пакет, мы решили прекратить "грибную охоту" и следовать в лагерь.

А пока мы отсутствовали, оставшийся в лагере Димыч, пользуясь тишиной, натаскал ведерко окушков и плотвы. Так что, в меню этого дня у нас присутствовала свежая уха и жареные грибы с овощным рагу...

Вечером, воспользовавшись моторной лодкой, мы исследовали ближайший к нам залив Гимольского озера, омывающий остров Ушкальский, в поисках удобных для лагеря мест. Вообще, озеро изобилует островами и островками, поросшим сосновым лесом. На некоторых из них встречаются рыбацкие стоянки. А вот вдоль берега, в основном поросшего камышом, удобных стоянок, похожих на наш песчаный мыс замечено не было.

На обратном пути посетили деревню Ушкалы, где нас встретил пугливый длинноухий хозяин острова. От самой деревни остались только несколько срубов больших крестьянских домов.

Морячки на Ладоге

В четверг, 15 июля, мы решили не задерживаться более на берегах Гимольского озера, изобилующего особо злобной карельской мошкарой, и сменить место дислокации. Свернув лагерь и пообедав, мы выехали через Гимолы и Поросозеро в сторону районного центра Суоярви.

Начавшийся дождь прибил пыль карельских грунтовок, и мы одним махом, без остановок, преодолели около двухсот километров до Питкяранты. По пути, зацепив в какой-то яме нехилый валун, приказал долго жить замок крепления багажника для перевозки велосипедов, после чего от тряски рычаг фиксатора несколько раз самопроизвольно отщелкивался. Хорошо, что конструкция велобагажника не позволяет ему соскочить с шара буксировочного устройства, а то бы потеряли велосипеды...

Прибыв на автозаправочную станцию недалеко от поселка Койриноя, покрытые песком по самую крышу, мы слегка напугали своим видом чистеньких финов с катером и белоснежной дачей на прицепе.

Пролетев по асфальту оставшиеся до поселка Погранкондуши километры, мы заехали на знакомый ладожский пляж. Притихший дождь дал нам ровно два часа на установку лагеря, после чего разразилась жуткая гроза с таким ливнем, что если бы мы стояли не на песчаном пляже, то ночевали бы явно в лужах.

Прибытие на новое место мы отметили остатками обеда, сняли дневное напряжение пшеничным соком без мякоти, докупленным в Питкяранте и пошли спать.

Варашев камень
Крест в круге

Следующий день не порадовал солнцем, но и не огорчил дождем... На Ладоге - волна, а потому решили прокатиться на велосипедах до соседней бухты и посмотреть известный Варашев камень, который мы уже видели несколько лет назад, но даже не сфотографировали.

Согласно Столбовскому мирному договору 1617 года, шведский и русский полномочные межевальные послы съехались 25 октября 1618 года на берегу Ладожского озера для демаркации границы на рубеже между Соломенским погостом Корельского уезда и Олонецким погостом Новгородского уезда. Согласно историческим документам, с русской стороны на камне был выбит крест в круге, со шведской - корона, а также цифры года заключения порубежного договора - 7126 - 1618.

Не без труда забравшись на камень по двум прислоненным слегам, мы смогли разглядеть стертое изображение креста в круге. Поверхность камня очень неровная, шероховатая, наверное, поэтому никаких других знаков мы не заметили, но камень сфотографировали со всех сторон.

В ожидании погоды, устроили прекрасную походную баню, вдоволь напарились и накупались в Ладоге, а вечер посвятили пассивному отдыху и вечерним коктейлям.

Острова Каливойнен
Южнокарельский сейд

Суббота, наконец, порадовала солнышком и стихшей волной.

Спустили лодку на воду, и пошли в сторону видневшегося на горизонте из нашего лагеря острова, который обозначен на картах как Каливойнен. По пути сделали несколько снимков Варашева камня с воды.

Остров представляет собой практически лишенный растительности, плоский каменный лоб. Кое-где он порос мхом и травой, среди которых встречаются гнезда чаек и крачек, в июле уже пустые. Зато их обитатели так и норовят обгадить вам голову. На острове есть следы рыбачьих стоянок, но спрятаться от ветра будет негде. Зато красиво!

После обеда мы совершили покатушку по окрестным лесам в слабой надежде добыть грибов. В отличие от западно-карельской возвышенности, здесь в лесу было довольно сухо, а, соответственно, на грибы не приходилось и рассчитывать. Накатав километров пятнадцать, мы сфотографировались в песчаном карьере, изобилующем некоторыми подобиями сейдов, только лежащими на песке и вернулись в лагерь.

Этим вечером наконец-то разожгли костер и насладились созерцанием живого огня и чудесного ладожского заката.

Июль. Ладога.

Июльская неделя пролетела незаметно, душа вовсе не хотела возвращения, но в понедельник нужно было быть в городе. После воскресного обеда собрали и упаковали все пожитки, высушили и упаковали надувную лодку, пристегнули велосипеды и выдвинулились в сторону дома.

Поход в этот раз получился тихим таким, домашним... Есть своя прелесть в отдыхе небольшой компанией, что нисколько не уменьшило значимость наших впечатлений от этой замечательной поездки по дорогам Карелии.

фотографии
Фотографии | Фото этого маршрута
информация
Описание посещения Воттоваары от Петра Быкова
Сплав по реке Суна (с посещением Воттоваары) от Константина Бекетова
Информация о Воттовааре на сервере Onego.ru
Отчет о походе на Воттоваару от велоклуба "Колесо" (2000)
Отчет о походе на Воттоваару от велоклуба "Колесо" (2001)
Отчет о походе на Воттоваару от Дмитрия Булавинова
Фотографии из похода на Воттоваару на сайте клуба "A-Bike"
навигация
Навигация Nавигатор | Отчеты | Обратно | Начало
 
  Навигатор - друзья
Друзья
z-studuo - web-мастерская михаила жукова Первая городская служба такси Сервер РЕГИОНАВТИКА Дорогами русского севера Вепсский лес - экологический туризм
 
главная | отчеты | фотографии | покатушки | тусовки | мнения | форум | контакты | вход
 
2005. Город Кириши. Nавигатор - киришский клуб автотуристов.
Все права на материалы, размещенные на этом сайте принадлежат их авторам.
При перепечатке - активная ссылка на первоисточник обязательна.
Разработка и поддержка сайта - Z-Studio. Модерирование - Влад Иевлев.