Закрыть окно
Подпись к фотографии
   

Новая версия сайта - http://navigator-kirishi.ru. На этот сайт отчеты больше добавляться не будут.

Nавигатор | Маршруты | Отчеты - Заонежье

маршруты

отчеты
2005

Заонежье

Республика Карелия
Водопад Кивач, Пальеозеро, Поор-порог, мраморные ломки в деревне Белая гора, Ванчозеро, полуостров Клим, Палеостровский монастырь, Царицын ключ, Зажогинское шунгитовое месторождение.
Шунгитоносная порода

Заонежский полуостров – уникальный район южной Карелии, известный не только островом Кижи… Заонежье богато древними деревянными церквями, залежами очень интересного по своему составу минерала «шунгита», чистыми природными источниками…

В заповеднике Кивач

Наше путешествие к заонежским достопримечательностям началось 9 июля 2005 года. Достаточно быстро преодолев уже знакомую часть маршрута до Петрозаводска и, пометив по пути в gps-навигаторе местоположение двух источников ключевой воды на трассе, мы заехали в заповедник Кивач, благо путь наш все равно пролегал мимо. Посмотрев на водопад, который в этом году отличался чуть большей полноводностью, мы продолжили движение к конечной точке этого маршрутного дня – Пальеозеру. Свернули с М-18 в сторону Гирваса и стали искать повороты, ведущие к озеру. Как следовало из информации полученной на сайте «Сетка непроторенных дорог» Виктора Лукьянова, единственный обозначенный знаком поворот направо с дороги на Гирвас приводит сначала к заброшенной взлетно-посадочной полосе, а далее по многочисленным песчанкам к берегу Пальеозера. Собственно, так и вышло.

Взлетно-посадочная полоса заброшенного аэродрома
Берег Палеозера

Взлетно-посадочная полоса запасного аэродрома стратегической авиации впечатляет: обнаружить среди соснового мелколесья полосу асфальта шириной метров 40 и длиной более двух километров было весьма неожиданно. А еще есть информация, что ВПП имеет сплошное основание из бетона, заглубленное в песок на 4 метра. Выехав на полосу, мы вдоволь погоняли груженые машины по полосе. Вот только разметка крупновата… Или транспортные средства маловаты?

Далее мы двинулись по одной из песчаных дорожек и выехали на берег. Правда, первая стоянка, попавшаяся нам, оказалась занята. Но по берегу Пальеозера их вполне достаточно и вскоре мы нашли свободную. Стоянки там вполне приличные, некоторые оборудованы каркасами для навесов, столами, скамейками. Впрочем, мы уже давно обзавелись складной мебелью, так что этот фактор для нас не критичен. Южный берег Пальеозера представляет собой длинный и мелкий песчаный пляж с небольшим обрывом, выше – светлый сосновый лес, свободно продуваемый северным ветром, который сдувает комаров и мошку.

Поор-порог
Промоины в граните

Следующим утром, быстро позавтракав и уложив вещи, мы двинулись к Поор-порогу, который в прошлом году случайно пролетели по пути в Гирвас. Воспользовавшись навигатором и определив примерное местоположение порога, мы проехали влево по песчаной дороге примерно с полкилометра и выехали на небольшую поляну. По наличию приличного количества мусора можно предположить, что место это часто используется для пикников у местных жителей. Что и подтвердили пассажиры «Жигулей» с карельскими номерами, которые отправились по нагромождению скал на противоположный берег и расположились там с покрывалами, полотенцами и прочим скарбом.

Ныне Поор-порог представляет собой практически сухую скальную гряду. Основная вода реки Суны перед Гирвасом отводится через Гирвасскую ГЭС и Пионерный канал в Пальеозеро. После строительства ГЭС и канала порог Гирвас и Поор-порог прекратили свое существование. О былом величии водопада, который считался значительно более мощным, чем Кивач, свидетельствуют только промытые водой углубления в твердом гранитном ложе.

Старый мост через протоку озера Викшалампи
Мраморный обрыв напротив деревни Белая гора

Вдоволь налюбовавшись скальной грядой, мы отправились на поиски деревни Белая гора, которая известна своими мраморными ломками. К сожалению, первая дорога на Тивдию и Белую гору (обозначенная в Атласе Карелии как дорога с улучшенным покрытием) практически заросла и привела нас к разрушенному мосту через протоку озера Викшалампи. Пришлось разворачиваться и преодолевать ее в обратном порядке. Жаль только потраченного времени… Зато вторая дорога, обозначенная на трассе даже указателем, оказалась намного короче и покрыта асфальтом. И хотя качество его оставляет желать лучшего, до Тивдии мы все же добрались.

Проехав по мосту порожистую реку Нива, мы двинулись в сторону Белой горы. В деревне Белая гора некогда существовал мост, по которому можно было добраться до мраморных ломок на другом берегу. Опять же, в Атласе Карелии мост как бы существует, но в реальности отсутствует. Так что ограничились осмотром мраморного берега издали. Впрочем, становится понятно, почему деревня имеет название Белая гора. Добытый в районе Белой горы мрамор использовался при строительстве Исаакиевского и Казанского соборов, Зимнего, Мраморного, Михайловского и Мариинского дворцов, Инженерного замка в Петербурге. К сожалению, времени на исследование ближайших окрестностей Белой горы у нас не было – предстоял переезд на заонежский полуостров, хотя вокруг много и других мраморных ломок.

Ванчозеро
Закат на Ванчозере
Берег Ванчозера

Свернув с М-18 по указателю на Кяппесельгу, по грунтовке приемлемого качества мы доехали до Уницы. А вот далее начались весьма ощутимые проблемы – дорога с улучшенным покрытием, опять же, согласно Атласу Карелии, быстро превратилась в лесную дорогу, если, конечно, не считать улучшением бревенчатые накаты на болотах. «Нива» загруженная под самую крышу, да еще отягощенная багажником с велосипедами, постоянно цепляла форкопом эти самые улучшения. В результате трехчасовой борьбы с заонежским дорогами и преодолев отроги Диановой горы, мы выехали на асфальтированную дорогу, ведущую из Медвежьегорска в Толвую, после чего сделали вывод, что экономии времени отнюдь не получилось. На преодоление этих 16 километров мы потратили изрядное количество бензина, сил и нервов, двигаясь со средней скоростью 5 километров в час. Было принято решение больше не искать сегодня приключений, так как все уже устали, а двигаться к Ванчозеру, где по имеющейся информации были места для стоянок. Информация полностью подтвердилась и уже в начале вечера мы ставили палатки среди соснового бора на скалистом берегу уютного Ванчозера. На вечерней зорьке удалось даже натаскать мелкой плотвы, так что на следующий день в меню была уха.

Утром следующего дня разведкоманда на «Ниве» сделала попытку достичь берега Уницкой губы, куда мы и стремились попасть. Потратив часа полтора, мы добрались до деревни Черкасы, где местные жители объяснили, что выезд к берегу есть, но вот машина там вряд ли пройдет, а сами они до деревни добираются на полноприводном ЗИЛ-131. Впрочем, где-то посередине дороги мы уже поняли, что участвующая в поездке «шестерка» сюда не доберется… На обратном пути искупались на пляже чистейшего Ладжозера и вернулись в лагерь. Остаток дня был посвящен обсуждению глобальных изменений нашего первоначального маршрута, купанию в Ванчозере и принятию солнечных ванн.

Стоянка на пляже полуострова Клим
Остров Кайнос на вечерней зорьке
Развалины келейного корпуса Палеостровского монастыря

Во второй половине четвертого дня мы распрощались с гостеприимным Ванчозером и поехали в сторону Толвуи в надежде пополнить иссякшие запасы топлива и предпринять попытку достичь Уницкой губы другим путем. Надежда растаяла уже в Шуньге, когда выяснилось, что ближайшая заправка есть только в Медгоре, как местные называют Медвежьегорск. Стало ясно, что с имеющимся в баках количеством бензина не стоит и пытаться ехать до Великой губы более восьмидесяти километров.

Поэтому планы снова пришлось поменять и, проехав Толвую, искать место для стоянки на полуострове Клим. Стоянка в уютной бухте около мыса Клим-нос оказалась занята петербуржцами с детьми, но они же и посоветовали нам большой песчаный пляж на восточном берегу полуострова. Нам повезло - стоянка на правой оконечности пляжа оказалась незанятой. Причем, она имеет несколько очевидных преимуществ: с одной стороны небольшого мыска каменистый берег, где удобно мыть посуду, с другой – песчаный пляж, где комфортно загорать, а сам мыс, при наличии ветра, отлично продувается, что значительно уменьшает ущерб от кровососущих насекомых. Единственный, пожалуй, недостаток – загорать можно только в первой половине дня: позже солнце скрывается сосновым лесом.

На берегу Повенецкого залива мы простояли несколько дней. Воспользовавшись надувной лодкой, посетили Мегостров, забрались на световой створный знак, полюбовались сверху панорамой залива и Челмужской косы. На другой день прокатились до Палеострова в поисках остатков Палеостровского монастыря. Так как местоположение монастыря нам не было известно, пришлось обойти вокруг острова. И когда мы уже почти разочаровались, предположив, что монастырь мог находиться и в глубине суши, неожиданно, выйдя из-за мыса на северном берегу, увидели некогда белоснежное здание келейного корпуса монастыря. На карте оно оказалась именно там, где обозначен населенный пункт Палеостров. Собственно, помимо развалин келейного корпуса там ничего и нет, зато было множество купающихся детей, несколько плавсредств, палатки и строящиеся деревянные домики. Вероятно, летом здесь организуется детский лагерь, поэтому, сфотографировав развалины с воды, приставать к берегу мы не стали и вернулись в лагерь.

Вид на Яндомозеро с дороги в районе горы Белая сельга
Губа Вегорукса
Дом в деревне Вянишполе
Церковь Николая Чудотворца (середина XVIII века) в деревне Вянишполе

16 июля отправив гонцов с канистрой на «шестерке» в Медвежьегорск за бензином, мы стали готовиться к новой попытке достижения Уницкой губы Онежского озера. Теперь план был таков: по асфальтированной дороге проехать в сторону Великой губы и, не доезжая нескольких километров, свернуть на Ламбасручей, который расположен как раз на берегу губы Умпаг, соединяющейся с Уницкой губой. Дорога до Великой губы вполне качественная, позволяет держать скорость 60-80 километров в час и проходит по отрогам горы Белая сельга, где в наивысше точке навигатор показал высоту 130 метров. Здесь же открывается потрясающий вид на заонежские дали и Яндомозеро.

Так что, до Ламбасручья мы доехали быстро. Прибыв в Ламбасручей, мы попытались найти какую-либо стоянку. Местные мужики посоветовали встать лагерем в районе старой пристани, где есть подход к воде, но трехметровый пятачок на скалистом лбу на территории заброшенной лесной биржи нас не устроил – там негде даже поставить палатки. Это место используется местной молодежью для организации пикников, возлияний и вечерних романтических встреч.

Поэтому, несмотря на приближающийся вечер, мы смело двинулись по лесной дороге от поселка на юг, надеясь найти какое-либо другое место стоянки с доступом к акватории Уницкой губы. В конце концов, преодолев каменистую дорогу, пролегающую, кстати, совсем не по берегу губы, мы выехали в заброшенную деревню Вянишполе и были поражены видом стоящей в центре долины деревянной церкви. В настоящее время деревня представляет собой несколько разбросанных старинных домов, среди которых встречаются подновленные строения типа бань, в которых живут приезжающие на покос. Один трехэтажный домина огромных размеров на нас просто поразил. Вообще, долина лежащая среди окружающих ее гор (конечно по карельским меркам) и выходящая одним своим краем к губе Вегорукса, освещенная закатным сонцем, царящая вокруг тишина и доминирующий в центре пейзажа шпиль колокольни церкви Николая Чудотворца (середина XVIII века) производят сказочное впечатление.

Впрочем, выезда к берегу Уницкой губы мы и здесь не нашли. Посовещавшись, приняли решение ехать обратным путем до Леликозера, что встретилось нам перед Ламбасручьем. Местные расписали нам это озеро самыми яркими красками: мол и песчаный подход к воде есть и раки ловятся. В результате, подъехав к берегу Леликозера в районе бывшей деревни, мы встали среди развалин домов, картофельных полей и покосов. Дно оказалось весьма каменистым, заходить в воду неудобно, а ужасное количество комаров отбило у нас всякую охоту ловить раков. Так что, поужинав, мы сразу завалились спать.

Царев ключ недалеко от Толвуи
Мы тоже набрали шунгитовой воды
Отвалы шунгитоносной породы

А следующим утром единогласно решили здесь не задерживаться, а лучше посетить шунгитовый карьер и «Царев ключ», что недалеко от Толвуи и, двигаться далее к последней точке нашего маршрута – ладожским пляжам в районе Обжи, где мы уже неоднократно бывали, а в этот раз планировали позагорать несколько дней. Не доезжая Толвуи километров пяти, если двигаться от Великой губы, недалеко от дороги с правой стороны расположен так называемый «Царев ключ».

Своим названием он обязан сосланной в эти края Борисом Годуновым жене боярина Федора Романова Ксении, которую местные крестьяне называли «царицей». Опальная боярыня страдала эпилепсией, а вода источника позволила ей излечиться. Считается, что вода «Царева ключа» обладает сильным успокаивающим действием. Возможно, это как то связано с обширными залежами в этих местах минерала «шунгита».

Название «шунгит» вообще-то не является строго научным, а происходит от расположенного недалеко поселка Шуньга. Более научное, но почти неиспользуемое название этой породы – антраксолитовый уголь. В самом деле, шунгит даже по внешнему виду напоминает уголь и имеет органическое происхождение. Он обладает электропроводными, радиоэкранирующими, сорбционными и бактерицидными свойствами, способен очищать воду не хуже активированного угля. В последнее время особое внимание к шунгитовым породам привлекло открытие в них в 1992 году природных фуллеренов – четвертого устойчивого состояния углерода. И хотя исследования фуллеренов только начались, уже сейчас им прочат большое будущее при использовании как в технологических областях, так и в медицине. Наиболее известны разработки использования фуллеренов в аккумуляторах, что позволит значительно увеличить их емкость и безопасность, а также для лечения и профилактики гриппа и раковых заболеваний.

Шунгитовый карьер находится примерно на месте бывшей деревни Зажогинская, где руду дробят и вывозят самосвалами. Ясно, что туристам там не очень рады. Зато, двигаясь в сторону Толвуи, километра через два после источника, справа от дороги мы увидели площадку со сваленной на ней шунгитоносной породой. Удовлетворив свое любопытство и набрав шунгитовых «сувениров» для родных и знакомых, мы двинулись в Толвую и далее – в Медвежьегорск. В Медгоре, исследовав центр города, закупив кое-чего из продуктов и залив баки бензином, мы отправились по новой М-18 обратно в сторону Петрозаводска и Лодейного поля. Шестьсот километров пути по недавно построенной трассе не очень нас утомили и, проехав три грозы, к вечеру мы прибыли на знакомый ладожский пляж.

На ладожском пляже

Оставшиеся три дня были посвящены пассивному отдыху, загоранию и купанию в Ладоге. Тем более что вода в Ладожском озере, в отличие от Онеги, значительно теплее – термометр показал 23 градуса. В предпоследний день поднялся свежий ветер, и мы с удовольствием гоняли подаренный Михаилу Лермонтову на День рождения пилотажный кайт и кувыркались в ладожских волнах.

И хотя мы так и не добрались до Пегремы, не увидели разлома древнейшего землетрясения в урочище Велемоны и «висячих озер», не посмотрели уникальные деревянные церкви, источники «Три Ивана» и «Соляная яма», надо заметить, что отпуск удался. Зато, может быть, в следующем году мы снова отправимся по грунтовкам Заонежья в поисках загадочной Пегремы…

фотографии
Фотографии | Фото этого маршрута
информация
Отчет о поездке вокруг Онежского озера от Романа Жукова
Путеводитель по Заонежью Валерия Карсакова
Описание этих мест на сайте "Зодчество древней Руси"
Описание Белой горы на сайте города Кондопога
Описание Тивдийских мраморных ломок
Описание стоянок в Карелии от Олега Юркова
Описание "Царева ключа"
gps-координаты
Заонежье - файл базы данных MapSource с треками и точками (220 кб)
 
Объект gps-координаты
ВПП заброшенного аэродрома N62 28.829 E33 43.921
Стоянка на Палеозере N62 29.871 E33 44.599
Поор-порог N62 28.210 E33 42.991
Мраморные ломки около деревни Белая гора N62 34.733 E33 57.174
Стоянка на Ванчозере N62 31.566 E34 49.662
Стоянка на полуострове Клим N62 32.560 E35 21.233
Палеостровский монастырь N62 34.434 E35 14.352
Царев ключ N62 27.752 E35 18.253
Отвал шунгитоносной породы N62 28.966 E35 18.730
Родник на трассе М-18 N61 10.993 E35 35.235
Родник на трассе М-18 N61 48.557 E33 56.178
навигация
Навигация Nавигатор | Отчеты | Обратно | Начало
 
  Навигатор - друзья
Друзья
z-studuo - web-мастерская михаила жукова Первая городская служба такси Сервер РЕГИОНАВТИКА Дорогами русского севера Вепсский лес - экологический туризм
 
главная | отчеты | фотографии | покатушки | тусовки | мнения | форум | контакты | вход
 
2005. Город Кириши. Nавигатор - киришский клуб автотуристов.
Все права на материалы, размещенные на этом сайте принадлежат их авторам.
При перепечатке - активная ссылка на первоисточник обязательна.
Разработка и поддержка сайта - Z-Studio. Модерирование - Влад Иевлев.